Мой дядя (родной брат моей мамы) Харитонов Римм Константинович родился 1 октября 1925 года в Ленинграде.
Когда началась война и в августе немецкие войска только что подошли к Ленинграду ему еще не исполнилось 16 лет. Однако он вместе со старшим братом Борисом сумел записаться в Народное ополчение. Душевный подъем, вера в Победу видимо двигали и им и теми, кто дал согласие на его участие в этом народном объединении. В семейных преданиях сохранились сведения, что он, рослый и физически здоровый юноша, добавил себе лет. Это подтверждается документом Фрунзенского РВК, г. Ленинграда, что он, 1923 года рождения призван 11.07.1941 года и направлен в 3 стрелковую дивизию. Но в дальнейшем по документам он проходит как 1925 года рождения, т.е. по своему настоящему возрасту.
Также в семье мне рассказывали, что моя бабушка, его мать Дарья Михайловна Харитонова, узнав, что вышел приказ Ворошилова вернуть всех мальчишек, кому еще нет 17 лет из армии, приехала за ним на Лужский оборонительный рубеж, чтобы забрать его домой. Но Римм категорически отказался это сделать. “Что же ты будешь делать?” спросила его мать, “ведь ты ничего еще не умеешь?”. “Я буду подносить патроны” – ответил он. Дарья Михайловна с тяжелым сердцем уехала назад одна, утешая себя, что с ним старший брат Борис. Об этом мне рассказывала моя мама, ее дочь.
Ленинградская армия народного ополчения (ЛАНО) —войсковое объединение народного ополчения, сформированное из призывников и добровольцев Ленинграда. Была большая нехватка вооружения, некогда было обучать бою, но положение под Ленинградом было очень серьезным, враг шел напролом. ЛАНО совершило подвиг, задержав врага на 2 очень важных недели, ценой огромных потерь дало возможность укрепить город и не пустить в него врага!
15 июля 1941 года направлялась для занятия Красносельского укрепленного сектора, а ее 1-й полк был изъят из состава дивизии и был отправлен с Витебского вокзала на Лужское направление, на участок фронта вдоль правого берега реки Луги. Натиск на позиции полка усилился с 15 августа 1941 года. Ополченцы стойко держали оборону, но прорыв Лужского рубежа обороны в районе Кингисеппа поставил полк в тяжелое положение. С 22 августа 1941 года полку была поставлена задача, прикрывать отступление кадровой 111-й стрелковой дивизии.
Катастрофа произошла 24 августа 1941 года, немцы прорвались танковым клином и полк фактически попал в окружение. Выход из окружения подразделений полка осуществлялся отдельными группами. Всего из окружения вышло около 400 человек.
Римм и Борис попали в плен, помещены в немецкий концлагерь в Гатчине. Я часто бывал у Римма Константиновича, но он никогда не рассказывал о войне, о плене, а когда я спрашивал он отворачивался и на глаза его наворачивались слезы. Лишь один раз, уступил моей настойчивости и рассказал, что его жалели военнопленные, среди которых он был самым молодым. Немцы держали всех на сильном голоде. Давали одну пайку в протянутую через заграждение руку. Если зак умирал, то об этом не сразу сообщали администрации. Его тело ставили к раздаче и вытягивали его руку, куда немцы вкладывали кусок хлеба. Вот так Риму иногда давали подержать руку умершего и ему доставалась дополнительная пайка… На этом дядя Рим не выдержал и заплакал… Больше я его ни о чем не мог спрашивать…
Освободили Гатчину 26 февраля 1944 года. Лишь потом Римм и Борис узнали, что находились в одном месте, но в разных зонах… После войны все, кто был в плену подвергались лишениям от своей власти. В 1956 году вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 29 июня 1956 г. № 898-490c о необоснованности претензий. В нем говорилось о жестких мерах, которые применялись к бывшим пленным и о том, что это результат преступной деятельности Берия, Абакумова и их сообщников, насаждавших массовый произвол и репрессии. Всем бывшим узникам дали расписаться в ознакомлении с ним и в том что, претензий не имеется… Расписались в этом и мои дяди Римм и Борис… Какие могут быть претензии…
Римм Константинович жил в Санкт-Петербурге, был сварщиком высшего разряда, варившем корпуса подводных лодок на Балтийском. Передовик производства. В 1985 году награжден Орденом Отечественной войны II степени. Умер 16.06.2011 года.