В ходе принятия закона о названии праздника в честь полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, в закон непонятным для законодателей образом были внесены изменения, искажающие его истинный смысл, причем вопреки истинному желанию инициаторов. Но они приняли закон и заметили это лишь тогда, когда в обществе разгорелся по этому поводу скандал. Но этот случай может стать поучительным примером для анализа. (читать подробнее).
“День снятия блокады Ленинграда” переименован в “День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками”. Многие Петербуржцы были не просто удивлены, но и возмущены столь несуразному названию. Примечательно, что оно удивило и депутатов, причем даже тех, кто был инициатором закона, ведь они вносили совершенно другое предложение.
Выяснилось, что в Госдуме существуют механизмы, позволяющие на этапе прохождения законов отнюдь не депутатам вносить в них изменения, вплоть до искажения их первоначального смысла.
Эта история наглядно показала, что когда наших депутатов захлестнул огромный поток принимаемых законов, который еженедельно проходит через Госдуму, им очень сложно, а точнее не возможно глубоко изучить их, оценивая нужность, полезность, эффективность. При этом существует возможность внесения поправок, которые могут быть инициированы не только депутатами, но и теми, кто имеет доступ к “тайным кнопкам” Государственной думы. При этом депутаты в этом потоке законопроектов могут этого даже не заметить. Все это прямо отражается не просто на качестве законов, а на всей жизни – работе нашей экономики, внутренней политики, в сфере управления государством, в конечном счете, развитии или деградации страны.
В чем же причина и каковы последствия?
1. Поток законов:
Вот официальная информация с сайта ГД РФ. Раздел Статистика законодательного процесса Государственной думы:
количество законопроектов ГД шестого созыва | 2012 год | 2013 год | 2014 год |
Внесено |
1202 |
1513 |
1688 |
Рассмотрено |
1046 |
1295 |
1536 |
Принято |
337 |
451 |
555 |
Подписано президентом |
334 |
448 |
506 |
Т.е. в 2014 году принято в 1,5 раза больше чем в первый год созыва 2012 году.
Т.е. на каждом заседании должно быть рассмотрено сразу несколько законов, регулирующих жизнь огромной страны.
При этом наблюдается почти линейный рост числа поступающих в Госдуму законопроектов. Примерно в этой же пропорции растет и число принятых законов.
Для сравнения: Конгресс США, например, в 2013 году принял около 70 законов (источник аналитика. Око планеты).
Казалось бы, что в этом плохого. Дума работает как часы. Сам Путин неоднократно благодарил депутатов за эффективную работу и специально “подхлестывал” деятельность Думы. Эффективная работа Госдумы действительно крайне важна на данном этапе развития страны.
2. Дезорганизация управления
Но здесь возникает ряд огромных проблем для страны, приводящих к дезорганизации управления, что совпадает с одной из главных скрытых целей стран-конкурентов. Дезорганизация конкурента – одно из традиционных средств конкурентной борьбы.
В таком потоке депутаты просто не могут физически изучить все связанные с законопроектами документы, что закономерно приводит к низкому качеству принятых законов. Но приведенный в начале статьи пример перелицовки закона с помощью непонятных даже для думцев механизмов показывает, что поправки могут вносится не депутатами и могут искажать, переворачивать суть законов, блокировать позитивный их смысл, обеспечивать внесение формулировок, не выгодных большинству населения страны.
Однако с помощью таких скрытых механизмов в закон могут вносится специальные “закладки“, причем не только лоббистами в узких интересах экономических группировок, в том числе зарубежных, но и в интересах геополитических противников страны. Такие законы развязывают руки разрушителям страны.
Примером могут служить блоки законодательства, регламентирующие реформирование Вооруженных Сил при Сердюкове (см. подробнее), Академии наук, вступление в ВТО, банкротства предприятий, ювенальной юстиции и некоторые другие, анализируя которые можно прийти к выводу, что недоработки будто созданы для развала государства, его дискредитации как перед гражданами, так и на международном уровне.
Опасность принятия непродуманных законов ярко показала Украина, когда в условиях быстро “затухающего” Майдана 16 января 2014 года был принят целый блок законов, который явился поводом для поджигания всей страны. При этом анализ явной несвоевременности этих актов, их несовершенства, сопутствующих нарушений регламента, в совокупности с быстрыми и хорошо скоординированными ответными действиями оппозиции, а также представителей иностранных государств, показывает, что это была отлично спланированная операция, где новые законы были использованы как детонатор для взрыва стабилизировавшейся ситуации.
3. Заорганизованность
Общеправовым требованием к законотворчеству как делу весьма ответственному: избыточный закон не только не создает нового права, но вредит старому праву” (Учебник Римского права).
Вал, непродуманность, излишняя детализация и избыточность законов ведет и ко многим иным негативным следствиям. Так очень быстро, как, например, в закон “О полиции” в новые законы приходится вносить изменения. На огромных столь разных просторах России, если во главу угла ставятся не интересы дела, – буква закона, своим “прокрустовым ложем” привносит поистине мертвящий характер, замораживающий любую жизнь и развитие.
При этом каждый закон может породить не один подзаконный акт, а это ведет к дальнейшему нарастанию лавины нормативных документов. По данным правовой системы “Гарант” полный объем информационного банка “системы ГАРАНТ” в октябре 2013 года составил около 19 миллионов документов и комментариев к нормативным актам.
«Основная причина низкой инвестиционной привлекательности России, на наш взгляд, – крайняя зарегулированность бизнеса со стороны контрольно-надзорных органов и вытекающее из этого огромное количество процедур», – член консультативного совета по иностранным инвестициям в России Татьяна Иванова, статья Зарегулированность в России…) Проблемы зарегулированности чувствуют и федеральные руководители, подчас вынужденные решать проблемы в режиме “ручного управления”.
4. Рост занятых в непроизводительной сфере
Нарастающий вал законов и нормативных актов ведет к раздуванию управленческого аппарата в стране, требует наращивания армий чиновников, юристов, управленцев, судей. По данным федерального статистического наблюдения Госкомстат на конец марта 2013г. :
в органах государственной власти Российской Федерации на региональном уровне (в федеральных государственных органах и государственных органах субъектов Российской Федерации) замещали должности государственной гражданской службы | 713,1 тыс.человек | 70,6% от общей численности работников, занятых в этих органах |
На должностях муниципальной службы было занято | 333,1 тыс.человек | 67,3% от общей численности занятых в органах местного самоуправления |
Общая численность занятых лиц в указанных органах – более 1,4 миллиона человек. Однако в государственном аппарате есть и иные категории чиновников, которые не вошли в этот список.
Раздувающийся аппарат в свою очередь захлестывает бумагами страну, каждый новый начальник вынужден оправдывать свою функцию и норовит издать новую инструкцию… Поток бумаг захлестывает управленцев. Аналогичные процессы происходят и других государственных сферах. Врачи, полиция, да и наши коллеги жалуются, что вместо дела вынуждены все больше заниматься никому не нужной бумажной работой… И все больше людей вынуждены исполнять новые и новые инструкции, отрываясь от живого дела. Меньше стабильности в “правилах игры для бизнеса”, все больше неопределенности в жизни людей.
5. Развитие коррупции
Рост числа нормативных документов объективно способствует развитию коррупции, – чем сложнее нормативное поле, тем легче чиновнику создавая проблемы общей массе потребителей гос услуг, помогать за плату “избранным” , на чем и строится чиновний бизнес.
Это лишь один из факторов, влияющий на рост коррупции, на неэффективность государства, слабость экономики, один из элементов разрушения государства. Но есть и другие, такие же тонкие, рукотворные элементы, которые работают в комплексе, так, чтобы гражданам казалось – все плохое происходит вроде как стихийно, само собой, “в силу нашего менталитета”, “исторических корней”, “зарвавшейся власти”.
Каким же образом был запущен “вал законов”, что позволило журналистам “Эхо Москвы” острить, назвав Госдуму с “сумасшедшей печатной машинкой”.
Причины – заложенные критерии оценки
Если эффективность оценивать количественным (“палочными”) критериями, то это и порождает вал количества в ущерб качеству. Для этого по советам “экспертов” главным критерием работы парламентариев в глазах общественности, сделали количество (!) подготовленных и принятых законов. Прошли предложения оценки деятельности депутатов, “на объективных показателях его парламентской деятельности, основополагающим критерием которой должна являться нормотворческая деятельность, количество реализованных законодательных инициатив, внесённых депутатом”.
Заработали специальные сайты т.н. “экспертного сообщества”, оценивающие депутатов от имени общественности и создающие их рейтинги. (А что для депутата значит их “рейтинг”!?). Так, например, действует сайт “ПолитМетрика.рф” созданный, чтобы “оценить деятельность Депутатов Государственной Думы РФ 6 созыва” и ведущий Рейтинг депутатов. При этом “Рейтинг Депутатов Государственной Думы РФ основан на количестве законопроектов, предложенных Депутатом. Главный вес в рейтинге имеет количество законопроектов, подписанных Президентом РФ, второе по значимости — количество законопроектов, рассмотрение которых завершено, третье — количество законопроектов, находящихся на рассмотрении в Думе и четвертое — законопроекты, внесенные в Гос. Думу.”
Подложена “Мина” – и страна заполняется валом несовершенных законов, вместо функции повышения качества управления страной, они таким количеством, а иногда и качеством несут дезорганизацию.
В общем враги страны могут радоваться… “процесс дезорганизации идет идет успешно”.
Вот тут то и возникает вопрос: этот процесс дезорганизации страны – недоработка, “прокол” или умысел лиц, умеющих использовать скрытые кнопки государственного управления на высших уровня власти?
См также
Чудовищные последствия «реформы Сердюкова» до конца не осознаны