“На благо Родины надо пахать так, чтобы потом враги России боялись даже твоих памятников”.
Сегодня, когда исполнилось 145 лет со дня рождения Ф.Э.Дзержинского, это изречение, присланное одним из наших ветеранов, показывает высшую оценку основателю ВЧК, и наибольший страх не только у внешних врагов, но и у “пятой колонный”, расхитителей казны, взяточников и прочей нечисти, с которыми также боролся “Железный Феликс”.
22 августа 1991 года после провала ГКЧП разгорячённые сторонники Ельцина пришли к зданию КГБ на Лубянке. Действия толпы не были спонтанными, она направлялась умелыми руками. Якобы из за опасности, что толпа снесет многотонный памятник своими силами, по распоряжению Моссовета на площадь подогнали спецтехнику и под овации демонтировали памятник.
В феврале 2021 года ряд общественных деятелей обратились в мэрию Москвы с просьбой вернуть на Лубянку памятник Дзержинскому. Противники этого, решили поставить на Лубянке монумент другому человеку, чтобы закрыть вопрос.
Общественной палатой Москвы в качестве альтернативой Дзержинскому была выдвинута фигура Александра Невского, которая к органам и к площади не имела отношения, но получила высокий рейтинг в глазах россиян. Председатель Мосгордумы Алексей Шапошников (российский миллиардер) предложил вынести вопрос о замене памятника на референдум, а член Общественной палаты, бывший главред «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов (после начала СВО официально признан иноагентом) предложил его провести в электронной форме на сайте «Активный гражданин» мэрии Москвы.
В процессе референдума на портале, когда более 300 тысяч голосов за 2 дня разделялись почти поровну с небольшим перевесом в пользу Невского, за досрочное прекращение голосования выступил Алексей Венидиктов и направил предложение об этом, как член Общественной палаты Москвы, ее председателю. После этого мэр Москвы Собянин своим решением остановил голосование, как “раскалывающее общество”.
Битва за восстановление правды в отношении роли Ф.Э.Дзержинского – еще впереди. И чем больше, в первую очередь для молодежи, будет правдивой информации об этом человеке, тем больше будет расти его заслуженный авторитет, тем меньше опасность раскола в обществе. Содействовать этой задаче намерены и мы, ветераны.
9 сентября 2022 в связи с 145-й годовщиной со Дня рождения Ф.Э. Дзержинского в Департаменте ВКР ФСБ России сотрудниками и ветеранами военной контрразведки открыт памятник “Победившему беспризорность”, посвященный борьбе под руководством Дзержинского с детской беспризорностью. Памятнике, найденном и спасенном на Украине. Об этом рассказано 11.09.2022 года в передаче на канале «Звезда» в программе “Главное с Ольгой Беловой”.
В преддверии памятной даты 145 летия со Дня рождения Феликса Эдмундовича председатель нашей ветеранской организации Конташов А.П. принял участие в возложении венков к памятнику Дзержинскому, установленному в Санкт-Петербурге на улице Шпалерная, напротив здания Управление ФСБ Краснознаменного Северо-Западного пограничного округа.
Управлением ФСБ России для сотрудников и их членов сеймей, а также учеников подшефного кадетского класса проведена экскурсия по петербургскому музею “Политической полиции и органов государственной безопасности России”, Гороховая 2.
Сотрудники музея увлекательно рассказали о жизни Феликса Эдмундовича, его роли в создании органов ВЧК, в том числе военной контрразведки, которые формировались в этом здании Петрограда на Гороховой 2.
Большое впечатление произвел мемориальный кабинет Феликса Эдмундовича, в котором находятся мебель, вещи и предметы – молчаливые свидетели того времени, когда зарождались органы безопасности РСФСР.
Сотрудники и кадеты возложили цветы к памятной доске, установленной в честь Ф.Э. Дзержинского на стене здания, в котором он работал.
В этих исторических стенах представитель Совета ветеранской организации обратился к действующим сотрудникам со словами о завещании Бориса Михайловича Пидемского – “Берегите Дзержинского!“, а также рассказал о том, как ветеранской организации пришлось выступить в защиту памяти Феликса Эдмундовича. Об истории, актуальной и сегодня.
В 1919 году Ф.Э. Дзержинский лично расследовал факты незаконного освобождения за взятки из ПетроЧК. Дзержинским было установлено, что Вульф Мейерович Дрейцер и Нина Свободина-Сидорова, действуя через Дмитрия Чудина, члена Коллегии ПетроЧК, получали крупные взятки за освобождение от следствия ряда лиц (приговор см. ниже). После получения несомненных доказательств комиссия из 3 членов ВЧК и 3 членов Петроградской губчека под председательством Дзержинского единогласно приняла решение приговорить коррупционеров к расстрелу по действовавшим революционным законам.
В 2021 году Военной прокуратурой Западного военного округа принято решение указанных лиц реабилитировать как “жертв политических репрессий”!
Специфика данного решения в том, что не смотря на его абсурдность, в нем читались или равнодушие или заинтересованность, что особенно резко контрастирует с нетерпимостью Дзержинского к фактам освобождения за взятки из ЧК. В силу вопиющего случая Феликс Эдмундович непосредственно занимался этим делом, специально выезжал в Петроград и лично его расследовал, а затем возглавил созданную для этого комиссию, которая и вынесла приговор.
А в Законе «О реабилитации жертв политических репрессий» есть статья об ответственности за политические преследования: «Работники органов ВЧК, ГПУ-ОГПУ, УНКВД-НКВД, МГБ, прокуратуры, судьи, члены комиссий, “особых совещаний”, “двоек”, “троек”, работники других органов, осуществлявших судебные полномочия, судьи, участвовавшие в расследовании и рассмотрении дел о политических репрессиях, несут уголовную ответственность на основании действующего уголовного законодательства» (ч. 2 ст. 18).
Аргументы о том, что “приговор является ярким примером непримиримой борьбы со взяточничеством с этапа становления ВЧК” и не дает юридических оснований сослаться на репрессирование «по политическим мотивам», – при обращениях к руководству ВП ЗВО услышаны не были.
Лишь после обращений нашей ветеранской организации к Генеральному прокурору, Руководителю Следственного комитета, Президенту России и благодаря личному участию Представителя Президента России в Конституционном суде Коновалова Александра Владимировича удалось добиться решения об отмене реабилитации коррупционеров, осужденных по законам того сурового времени.
Из книги «Неизвестный Дзержинский». А. Иванов
22 июня 1919 года ВЦИК опубликовал декрет «Об изъятии из общей подсудности в местностях, объявленных на военном положении», в подготовке которого деятельное участие принимал Дзержинский. В декрете перечислялись наиболее опасные преступления. Чрезвычайным комиссиям предоставлялось «право непосредственной расправы (вплоть до расстрела)» за перечисленные в декрете «доказанные преступные действия».
На следующий день Дзержинский разослал приказ всем губчека. «…С изданием настоящего декрета, — писал он, — на ЧК возложены более чем когда-либо тяжелые задачи — очистка Советской республики от всех врагов рабоче-крестьянской России… Все явные и скрытые враги Советской России должны быть на учете ЧК и при малейшей попытке повредить революции должны быть наказаны суровой рукой…
Вместе с этим ВЧК считает нужным указать, что суровое наказание ждет всех тех, кто вздумает злоупотреблять представленными ЧК правами. За применение прилагаемого декрета к каким-либо лицам в корыстных целях виновные будут расстреляны. Ответственность за правильность проведения приложенного декрета возлагается на местные коллегии ЧК в целом и на председателей в частности».
Из сборника “Из истории Всероссийской чрезвычайной комиссии. 1917–1921 гг.”
Сб. документов. М., Госполитиздат СССР. 1958. С. 314–316.
Авторы: Сост.: Гончаров А.К., Дорошенко И.А., Козичев М.А., Павлович Н.Н., Редкол.: Белов Г.А., Куренков А.Н., Логинова А.И., Плетнев Я.А., Тикунов В.С.
№ 250. 22 августа 1919 г.
Приговор по делу бывшего члена Коллегии Петроградской чрезвычайной комиссии Д.Я. Чудина
Ввиду важности дела ВЧК назначила для рассмотрения его комиссию из трех членов ВЧК и трех членов Петроградской губчека под председательством т. Дзержинского.
Комиссия эта, рассмотрев дело, пришла к следующему единогласному заключению.
Показаниями обвиняемых и всеми обстоятельствами дела установлено с полной несомненностью, что:
- 1. Состоя членом коллегии Петроградской чрезвычайной комиссии, Чудин вошел в интимную связь с сожительницей арестованного спекулянта Свободиной-Сидоровой, которая хлопотала у него и добилась освобождения своего сожителя Вульфа Мееровича Дрейцера.
- 2. Своим поведением в дальнейшем Чудин давал Свободиной возможность успешно хлопотать через него в чрезвычайной комиссии за других спекулянтов (фамилии) Эменбекова, Баршанского, Розенберга и др., в то время как Свободина получала за это крупные взятки.
- 3. Узнав от Свободиной о полученной ею от Эменбекова крупной взятке, хотя сам и отказался от предложенных ему 25 тыс. руб. из этой взятки, все же не только не арестовал ее и не сообщил обо всем своим товарищам в чрезвычайной комиссии, но даже не прервал с нею дальнейшей своей преступной связи и продолжал брать от нее разные продукты.
- 4. Когда ЧК напала на след работы его сожительницы, то Чудин рассказал об этом ей и заявил: «Я боюсь к тебе ходить, за мной следят».
- 5. Узнав от нее также, что к ней ходит разыскиваемый ЧК Габаев с целью при ее помощи добиться освобождения своей жены за взятку от 50 до 100 тыс. руб., опять-таки ограничился только тем, что сказал ей, что Габаев должен перестать к ней ходить.
Считая все эти факты доказанными, комиссия нашла, что вина Чудина усугубляется еще тем, что он, состоявший несколько лет в рядах коммунистической партии и занимавший такой ответственный пост, как пост члена чрезвычайной комиссии, не мог не понимать, как предательски он нарушает интересы партии и злоупотребляет доверием своих товарищей по ЧК.
Комиссия вместе с тем считалась с постановлением Петроградского Совета о необходимости начать самый беспощадный поход против должностных преступлений, особенно против таких возмутительных должностных преступлений, какое совершил Чудин.
Ввиду всего этого комиссия единогласно постановила: бывшего члена коммунистической партии Д.Я. Чудина расстрелять.
В отношении Нины Алексеевны Свободиной-Сидоровой комиссия устанавливает:
Свободина-Сидорова использовала свою интимную связь с Чудиным для целого ряда шантажей и взяточничества.
В отношении Вульфа Мееровича Дрейцера комиссия установила:
Как прежний сожитель Свободиной, не порвавший с нею окончательно и знавший об ее связи с Чудиным, Дрейцер использовал ее в качестве ходатая по освобождению целого ряда лиц и делил с ней получаемые за это взятки.
Считаясь с этим, комиссия постановила единогласно: применить к Свободиной и Дрейцеру высшую меру наказания — расстрел, приведя приговор в исполнение в продолжение 24 час.
Председатель комиссии Ф. ДЗЕРЖИНСКИЙ
__________________________________________________________________
Из писем Председателя Совета ветеранской организации
11 сентября 2022 года.