Памяти героя Советского Союза Лягина В.А.

Сегодня, 3 мая 2023 года, в преддверии Дня Победы группа ветеранов разведки, военной контрразведки и территориальных органов ФСБ возложила цветы к барельефу Виктора Александровича Лягина – Героя Советского Союза, знаменитого чекиста-разведчика.

Мемориальная доска доме № 7 по улице Пестеля, где в Ленинграде жил В.А.Лягин

В мероприятии приняли участие: внук Лягина – Алексей Викторович Есипов, ветераны В. Пирожняк, Н. Соцков, С. Рац, С. Груздев, С.Максаков, др. ветераны и сотрудники ФСБ.


Родился Виктор Александрович Лягин 31 декабря 1908 года в семье железнодорожника на станции Сельцо Брянской области.

В Петроград переехал с семьей в 1922 году. В Ленинграде Виктор Александрович жил в доме № 6 на ул. Спасской (в 1923 переименованной в улицу Пестеля), на котором сейчас установлена мемориальная доска.

Отец, Александр Ильич Лягин, поступил на работу в типографию газеты «Ленинградская Правда», где проработал до 1927 года. Виктор пошел учиться в 104-ю школу Ленинграда, которую окончил в 1928 году.

Виктор в старших классах с учебой совмещал работу на Ленинградском станкостроительном заводе «Ильич», был пионервожатым, увлекался спортом, музыкой и театром. В 1927-м становится членом райкома комсомола Володарского района Ленинграда. Он получил и прекрасное домашнее образование. Отец, Александр Ильич Лягин, поступил на работу в типографию газеты «Ленинградская Правда».

Мать В. А. Лягина — Мария Александровна Смирнова

Его мать – Мария Александровна Смирнова была обаятельной, благородно воспитанной женщиной, владела несколькими иностранными языками, знала искусство, литературу, поэзию, хорошо музицировала на фортепиано, пела.Его бабушка, Екатерина Феодосьевна, была дворянкой, имела родственные связи по линии Льва Толстого.

Отец В. А. Лягина — Александр Ильич Лягин

По окончании средней школы Виктор имел широкий кругозор, владел немецким, английским, французским языками.

Виктор Лягин в Летнем саду. 1930

В 1934 году он закончил Ленинградский политехнический по специальности инженер-механик по направлению «Автомобили и тракторы», в проектном институте Гипроспецмашпроект (ныне ОАО «Трансмашпроект»), затем в 1936 инженером строительно-квартирного отдела Ленинградского военного округа, а потом инженером- технологом на станкостроительном заводе им. Ильича, занимавшеся производством приборов точного судостроения.

«Немцы очень серьезно проверяли его, и он выдержал этот экзамен, у которого было только две оценки: жив или мертв. Подготовка, которую ЛЯГИН получил в стенах Политеха, обеспечила ему 1,5 года работы во вражеском тылу фактически без подозрений»
член Союза писателей России, Союза журналистов и Союза ветеранов госбезопасности Александр Юльевич БОНДАРЕНКО

В июле 1938 года был направлен на работу в органы НКВД СССР. Окончил месячные оперативные курсы при Ленинградском Управлении НКВД, а после их окончания был переведен в Москву, в 5-е управление Главного управления Государственной безопасности НКВД СССР (внешняя разведка), уже вскоре стал заместителем начальника отделения.

Карьера в службе внешней разведки для молодого чекиста складывалась блестяще. Всего лишь через год после направления в органы НКВД, с июля 1939-го Виктор Лягин отправлен в командировку в США на должность заместителя резидента советской разведки в Сан-Франциско Г. М. Хейфеца под прикрытием — заместителем вице-консула генерального консульства СССР.

Работая на Западном побережье США, он занимается сбором информации об американских военно-морских судостроительных программах, особенно связанных со строительством авианосцев. По словам П. А. Судоплатова:
«… успехом агентурной работы В. Лягина было то, что ему удалось завербовать в Сан-Франциско агента — технического сотрудника одной из фирм, который передал ему описание секретного оборудования, разработанного для защиты кораблей от магнитных мин. Это донесение Лягина в Москве получило высокую оценку». Затем В. А. Лягина перевели на восточное побережье США, где он стал сотрудником советской резидентуры в Нью-Йорке, действуя под прикрытием в должности служащего внешнеторговой организации «Амторг».

Работал в Сан-Франциско и Нью-Йорке, специализировался по сбору информации о военно-морском судостроении, добывал ценную информацию, например, об устройстве защиты от магнитных мин. В июне 1941-го вернулся в Москву.

Красногвардейский пер., д. 15. Проходная станкостроительного завода

5 июля 1941-го вышел приказ НКВД СССР № 00882 о создании Особых групп НКВД для выполнения специальных заданий в тылу врага. Виктор Лягин подает рапорт о зачислении в состав Особой группы и направлении его для работы на временно оккупированных врагом территориях.
Данную группу возглавил П. А. Судоплатов с целью организации срочного развертывания разведывательной, диверсионной и боевой деятельности в тылу фашистских войск.

«Виктор Александрович – один из немногих, а может, и единственный – статистики нет, из людей разведки, кто, проработав в полях, то есть за границей, оказался в немецком тылу»
Александр Юльевич БОНДАРЕНКО
В.А. ЛЯГИН сам вызвался на фронт. Он трижды обращался к генеральному комиссару госбезопасности Л.П. БЕРИИ, чтобы в качестве руководителя нелегальной резидентуры отправиться в тыл врага.

Он объяснял руководству разведки, что немцы попытаются восстановить крупнейшие на юге страны николаевские верфи и превратить судостроительные заводы города в ремонтную и тыловую базу для своего и союзного румынского флотов, а в случае успеха — наладить перевозку своих войск и стратегического сырья по Черному морю. Его же группа сорвет планы оккупантов.

П. А. Судоплатов в своих воспоминаниях пишет: «…группой в Николаеве руководил бывший заместитель начальника англо-американского отдела и научно-технической разведки НКВД В. А. Лягин, будущий Герой Советского Союза. В тыл противника он отправился по собственной инициативе. Он горел желанием отличиться на войне. Его вело бесстрашие. Он оставил семью, все свои привилегии руководящего работника, личную автомашину, которую он привез из-за границы. Несмотря на мои возражения, добился приема у Берии и лично подписал рапорт у руководства Наркомата внутренних дел о направлении его резидентом в Николаев накануне оккупации города. Обосновывал Лягин свое решение тем, что возглавить резидентуру крупных портовых районов, захваченных противником, может только человек, имеющий хорошую инженерную подготовку. Такая подготовка у него была».

В. А. Лягин. 1941

Для организации подполья в тылу врага Лягина под именем инженера Виктора Корнева направляют в Николаев, где он устраивается на местный судостроительный завод. Вместе с ним, за несколько дней до оккупации города фашистами, в Николаев прибывает группа офицеров НКВД. Все они проходили по документам как нелегальная резидентура НКВД «Маршрутчики».
Вот как описывает состав группы один из биографов В. А. Лягина Г. П. Лисов в книге «Право на бессмертие»:

«Буквально за несколько дней до оккупации в городе появились и его будущие соратники — группа под кодовым названием “Маршрутники”, состоявшая из выпускников Ленинградской школы НКВД. В группу вошли старшие лейтенанты госбезопасности А. П. Сидорчук (псевдоним Моряк), А. В. Соколов и П. П. Луценко; лейтенанты Г. Т. Гавриленко (псевдоним Бывалый), Н. В. Улезко (псевдоним Васильев), Д. А. Свидерский (псевдоним А. Ф. Демьянов), И. Н. Коваленко и А. Н. Наумов (псевдоним Александр Николаев, или Саша Черный). Шестеро из восьми членов группы были выходцами с территории Украины, по национальности украинцы. В нее были также включены сотрудники Управления НКВД УССР по Николаевской области И. Е. Соломин и П. А. Шаповал.

В Николаеве их ждали подобранные местными чекистами хозяйки конспиративных квартир З. А. Дзюрилова, Е. Н. Полохова и радист Б. И. Молчанов».

«Маршрутников» поселили в местной гостинице, в номерах, которые обычно бронировались для сотрудников НКВД. По легенде они являлись студентами Ленинградского кораблестроительного института, прибывшими в Николаев для прохождения практики на судостроительном заводе. Благодаря принятым В. А. Лягиным мерам, не произошло провала всей группы. Виктор Александрович, узнав об их появлении, тут же дал указание на какое-то время группе рассредоточиться и, не проявляя себя, вживаться в обстановку.

Ни у кого из группы не было опыта нелегальной работы, но не было и других людей, способных выполнить задание Центра. Они были все очень молоды, все имели звание лейтенант, были беззаветно преданы Родине, и удача на первом этапе сопутствовала им. В. А. Лягин делал все, чтобы привить молодым подпольщикам навыки конспирации и дисциплины. В скором времени П. П. Луценко и Н. В Улезко устроились на макаронную фабрику вальцовщиками теста. Это было неплохим началом, поскольку немцы выдавали рабочим этого предприятия документы на право круглосуточного хождения по улицам. Используя свое положение, они также регулярно пополняли продовольственные запасы разведгруппы. Д. А. Свидерский работал в бывшем совхозе им. Шевченко, недалеко от города. Минер-подрывник А. В. Соколов устроился на железную дорогу и женился на местной жительнице З. А. Николаиди. Там же, в паровозном и вагонном депо железнодорожной станции Николаев, работал и И. Н. Коваленко. А. П. Сидорчук — главный подрывник группы уже в начале оккупации устроился слесарем в одно из объединений 4-й немецкой воздушной армии, благодаря знакомству с местной немкой Г. А. Келем, которая впоследствии стала его женой и боевой подругой.

17 августа 1941-го немцы заняли город, а 22 ноября «Маршрутчики» нанесли первый крупный удар, взорвав военный склад и автобазу, расположенную в парке имени Петровского. 16 декабря был сожжен немецкий склад с зимним обмундированием — его забросали бутылками с горючей жидкостью. В эти же месяцы была уничтожена база с топливом.
С декабря 1941 по апрель 1943 года диверсионно-разведывательная группа резидента «КЭНа» (оперативный псевдоним В. А. Лягина) осуществила в оккупированном Николаеве десять крупных диверсий. Группой было издано и распространено 16 тысяч листовок, сводок. Фактически резидент В. А. Лягин-Корнев стал идейным вдохновителем и организатором подпольной работы в городе Николаеве и области, объединив вокруг себя 25 партизанских отрядов и подпольных групп.

Одна из крупных операций была проведена в марте 1942 года. Чекист группы Лягина Александр Сидорчук совершил диверсию на Ингулинском аэродроме, были взорваны 2 ангара и топливохранилище, сгорели 27 самолетов. Еще одна диверсия была совершена в гавани Николаева: затоплен железобетонный плавучий док, захваченный оккупантами. В порту Николаева подпольщики взорвали стоявший под погрузкой румынский пароход. По подсчетам немцев,  руководимая Виктором Лягиным группа нанесла немцам ущерб в 45 миллионов марок.

Кроме непосредственно диверсионной работы, группа Виктора Лягина налаживала связь с местными подпольщиками и партизанами. В тылу группы армий “Юг” уже в первые месяцы войны действовало несколько сот партизанских отряда и более тысячи небольших групп общей численностью около 35 тысяч человек. В самом городе Лягин объединил 25 разрозненных подпольных групп и создал в Николаеве крупнейшую разведывательно-диверсионную группу «Николаевский центр». Она действовала и после ареста командира.

5 февраля 1943 года Виктор Лягин был схвачен немцами. Находясь в заключении, В. А. Лягин вел себя стойко и мужественно Как вспоминал подпольщик И. Г. Пульканов, сидевший в одной камере с В. А. Лягиным (из докладной записки НКВД о результатах проверки работы резидентуры «КЭНа»): «Виктор Александрович возвращался с допросов окровавленный, еле держась на ногах. Его жестоко избивали нагайками, запускали иголки под ногти, ставили на горячую плиту. Ему выкручивали руки, кололи шилом в бедра, вырывали щипцами волосы на голове. Тело от шеи до пяток покрылось коркой запекшейся крови, кожа во многих местах полопалась…».
Подвергался длительным допросам и жестоким пыткам, но не выдал оккупантам ни одного из своих товарищей. Подпольщики подготовили его побег, но волею случая он сорвался. 17 июля 1943 года Виктор Лягин был расстрелян.

За образцовое выполнение специальных заданий в тылу противника и проявленные при этом отвагу и геройство, указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года Лягину Виктору Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Именем Героя Советского Союза Виктора Лягина была названа улица в городе Николаеве и судно-рефрижератор. Мемориальные доски памяти героя установлены в первом корпусе Политехнического университета в Петербурге и на проходной Станкостроительного завода, а также на доме № 7 по улице Пестеля, где проживал капитан НКВД.