100 лет КРО

6 мая 2022 года Российская контрразведка отметила столетие со дня образования контрразведывательных подразделений в составе отечественных органов безопасности. В связи с этим хочется вспомнить, что указанные подразделения были выделены из Особых отделов ЧК в 1922 году в связи с преобразованием ВЧК в Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР и при своем становлении использовали наработки и накопленный опыт особистов.

К этому времени Особый отдел, который отвечал за контрразведывательную работу в ВЧК уже добился больших успехов в ликвидации контрреволюционного подполья и сети иностранного шпионажа и провел целый ряд контрразведывательных операций, о которых стоит вспомнить сегодня.

С февраля 1919 года, фактическим с периода создания в рамках ВЧК Особого отдела, решением ВЦИК именно на него возлагались контрразведывательные функции. Устанавливалось, что органами, ведающими активной борьбой с контрреволюцией и шпионажем в армии и в тылу, являются Особые отделы при губернских чрезвычайных комиссиях, фронтовые и армейские, которые непосредственно подчинены Особому отделу при Всероссийской Чрезвычайной комиссии.

В структуре Особого отдела с начала 1919 года был создан Оперативный (активный) отдел, на который возлагались функции “организации контрразведывательной работы, пресечение деятельности контрреволюционных организаций в частях РККА и на предприятиях военного производства, в подразделениях центрального аппарата наркомата военно-морских сил РСФСР и РВСР”.

Оперативный отдел возглавил Артур Христианович Артузов. Один из помощников начальника Оперативного отдела занимался исключительно контрразведкой, организуя обслуживание иностранных дипломатических и иных правительств, различных комиссий, носящих международный характер, а также всех центральных советских учреждений, включая и Наркомат иностранных дел.

С первых дней работы Оперативного отдела был реализован ряд контрразведывательных операций, таких как ликвидация крупных контрреволюционных организаций “Национальный центр”, “Союз возрождения России” и “Совет общественных деятелей”, за спиной которых стояла британская разведка СИС в лице ее резидент Пол Дюкс. В период Гражданской войны были нейтрализованы «заговор послов», подрывные действия «Народного союза защиты родины и свободы», «Национального центра» и «Тактического центра». Роль Оперативного отдела в ликвидации заговоров была высоко оценена руководством ВЧК. Артузов был назначен на должность помощника начальника Особого отдела, а с начала 1920 года стал заместителем начальника Особого отдела ВЧК.

Чекистами Особого отдела ВЧК был проведен целый ряд операций для успешной ликвидации контрреволюционного подполья и сети польского шпионажа. За руководство ими 18 июля 1921 года Артузов был награжден орденом Красного Знамени.

Об этих операциях, проведенных на высоком контрразведывательном уровне, в своих исследованиях рассказал историк спецслужб Александр Александрович Зданович. Так, например, еще в 1919-1920 гг в западных районах Белоруссии и частично на Украине Особым отделом Западного фронта, Гомельской губернской ЧК и оперативной группой ОО ВЧК была проведена операция “Крот” по разгрому антисоветского подполья, в ходе которой уже использовался замысел создания легендированной организации.

Идею легендированных организаций впервые в ВЧК взял на вооружение молодой двадцатипятилетний начальник закордонной части Особого отдела Кавказского фронта Николай Демиденко, для подавления бандитского движения и противодействия спецслужбам кавказских республик до их советизации. Цель таких организаций – формирование у противника прочной уверенности в существовании (на самом деле вымышленной) враждебной к советской власти мощной авторитетной организации, обладавшей большими возможностями и потому представлявшей большой интерес с точки зрения содействия врагам в реализации их замыслов в отношении советской России.

По полученным реальным результатам операции “Крот” 16-е спецотделение Особого отдела ВЧК начало разработку операции “Синдикат-1”, – оперативную игру с целью внедриться в эмигрантскую организацию “Центр Действия” и польскую разведку. Для этого в Москве и некоторых других городах легендировались подпольные организации, программы которых были идеологически близки воззрениям известного террориста, эсера Бориса Савинкова.

Летом 1920 года Особым отделом была вскрыта резидентура Генштаба Польши с которой в тот год воевала Советская Россия. Главный резидент польской разведки Игнатий Сосновский (Добржинский) наряду с другими польскими разведчиками был арестован чекистами, перевербован в Особом отделе Meнжинcким, Артузовым и Мархлевским и с августа 1920 года работал на ВЧК, причем по личному представлению Дзержинского принят в ВКПб, стал активным сотрудником Особого отдела и в дальнейшем руководил рядом успешных операций по проникновения в агентурную сеть польского Генштаба.

В 1921 году сотрудниками Особого отдела ВЧК под руководством Артузова начата известная операция “Трест”, создана легендированная подпольная организация «Монархическое объединение Центральной России», с целью выявить и замкнуть на себя врагов советской власти, кто хотел в своих целях использовать военные круги в России. Однако не смотря, на то, что она была разработана и начата Особым отделом работать по этой операции пришлось лишь месяц, до передачи всей контрразведывательной работы в КРО ГПУ в связи с его созданием.

6 февраля 1922 года в связи с завершением гражданской войны по предложению В. И. Ленина IX съезду Советов постановлением ВЦИК была упразднена ВЧК с передачей полномочий ГПУ при Народном комиссариате внутренних дел РСФСР.

6 мая 1922 года начала работу коллегия Главного политического управления при НКВД РСФСР, принявшая решение сформировать в системе органов государственной безопасности централизованное головное подразделение контрразведки – Контрразведывательный отдел (КРО) в составе Секретно-оперативного управления (СОУ) ГПУ. На следующий день были утверждены ее штаты и структура, на должность начальника КРО с должности заместителя начальника Особого отдела переведен Артур Христианович Артузов. Отделу были переданы задачи на проведение операций “Трест”, “Синдикат-1” и “Синдикат-2”, признанных в дальнейшем классикой контрразведывательного искусства.

Приказом ГПУ № 77 от 17 мая 1922 года самостоятельные Особые отделы военных округов ликвидировались, предписывалось слить их с аппаратами соответствующих полномочных представительств ГПУ. Так, Особые отделы Петроградского, Западного, Юго-Западного, Северо – Кавказского военных округов, Туркестанского фронта были слиты с полномочными представительствами ГПУ. При этом полномочный представитель ГПУ или начальник губернского отдела ГПУ, как правило, стал по совместительству и начальником особого отдела военного округа, если штаб его дислоцировался в одном населенном пункте с ПП ГПУ.

С 1 июня 1922 года В.Р. Менжинского, руководившего Особым отделом с 20 июля 1920 сменил член Коллегии ГПУ Генрих Ягода. В результате выделения из Особых отделов линии контрразведки и борьбы с контрреволюционными проявлениями, особые отделы превратились, по сути, в структуры, занятые борьбой с хозяйственными преступлениями и разного рода недостатками в войсках.

Следует отметить, что в дальнейшем Контрразведывательный отдел (КРО) еще раз ненадолго структурно переходил в состав Особого отдела. Приказом ОГПУ № 299/137 от 10 сентября 1930 года “в целях объединения работы по всем видам шпионажа и по белогвардейско – кулацкой и повстанческой контрреволюции»” КРО был ликвидирован и влит в состав Особого отдела ОГПУ в качестве 1-го отдела с задачами борьбы со шпионажем и наблюдения за иностранными посольствами, консульствами и их связями.
.
В июле 1934 года Особый отдел вошел в состав Главного управления государственной безопасности (ГУГБ) НКВД СССР, но 28 ноября 1936 года был расформирован, а в составе ГУГБ НКВД СССР был создан самостоятельный Контрразведывательный отдел.