“Афганистан – это Вьетнам для русских”. Большая операция ЦРУ

Ввод советских войск в Афганистан  Постановление ЦК КПСС № П 176_125, 12 декабря 1979 г. _ Баварская государственная библиотека (БСБ, Мюнхен)

Ввод советских войск в Афганистан Постановление ЦК КПСС № П 176_125, 12 декабря 1979 г. _ Баварская государственная библиотека (БСБ, Мюнхен)

Сегодня анализ позволяет сделать вывод, что американцы , провели успешную геостратегическую операцию, чтобы втянуть Советскую армию в Афганистан. Став толчком к общему поражению СССР, она служит грозным предупреждением сегодняшнему руководству России, против которой по прежнему задействован огромный арсенал зарубежных спецслужб, в т.ч. для принятия невыгодных стране решений. Это наиболее актуально и в свете событий в Украине.

Эта история может быть поучительна, чтобы сегодня, за принятием невыгодных для страны решений видеть не только некомпетентность и недальновидность некоторых лидеров, но и действия иноспецслужб, адептов геостратегических противников и сил мирового глобализма.

Вся комбинация была направлена не столько на дезинформацию руководства КПСС, сколько на прямые действия по обострению обстановки в ДРА, создание реальных внешнеполитических угроз для СССР, которых и пыталось избежать Политбюро.

В итоге данной комбинации СССР оказался перед выбором – или в “подбрюшье СССР” (как выразился идеолог операции Бжезинский) возникнет огромная зона нестабильности, угрожающая геостратегическим интересам страны, опасностью переноса пламени на южные республики или же вводом войск в ДРА, с помощью более умеренного лидера успокоить разворачивающуюся там гражданскую войну, попытаться наладить мирную жизнь в Афганистане.

Ввод войск не оправдал эти надежды. Это произошло потому, что указанная операция США, стоившая им миллиарды долларов продолжалась до того момента, пока Горбачев не предал нашу страну и союзников. И все же возможно этим решением мы на некоторое время отдалили захлестнувшие потом нас волны межнациональной борьбы, наркоторговли и терроризма.

Советник президента США Картера по национальной безопасности Збигнев Бжезинский утверждал, что американской помощи афганским моджахедам предшествовали усилия США по вовлечению СССР в дорогостоящий и по возможности отвлекающий военный конфликт наподобие Вьетнамской войны. В своём интервью 1998 года французскому журналу Le Nouvel Observateur Бжезинский вспоминал:

Подарок Бжезинському, что висит в его приемной

Подарок Бжезинському, что висит в его приемной

“Мы не толкали русских вмешиваться, но мы намеренно увеличили вероятность, что они это сделают… Секретная операция была отличной идеей. Её результатом стало заманивание Советского Союза в афганскую ловушку… В день, когда Советский Союз официально пересёк границу, я написал президенту Картеру: «Теперь у нас есть шанс дать Советскому Союзу свою Вьетнамскую войну”.

Бжезинский автор идеи о ликвидации геополитической мощи СССР путем его развала и расчистки пути для США к становлению единственной сверхдержавой. Будучи собственно одним из творцов американской политики (в роли советника по национальной безопасности), он работает над различными внешнеполитическими проектами, ставящими цель любой ценой вовлечь Советский Союз в долгий и истощающий его ресурсы конфликт. В данном случае это удалось.

Вот более подробный текст этого интервью
15 ЯНВАРЯ 1998. Збигнев Бжезинский: “Как Джимми Картер, и я создали моджахедов”

Вопрос: Бывший директор ЦРУ Роберт Гейтс, заявил в своих мемуарах [“из тени”], что американские спецслужбы начали помогать моджахедам в Афганистане за 6 месяцев до советского вмешательства. В этот период вы были советником по национальной безопасности президента Картера. Таким образом, вы сыграли свою роль в этом деле. Разве это правильно?

Советники президентов США по национальной безопасности. Бжезинский сидит справа от Киссинджера. Фото из кабинета Бжезинского

Советники президентов США по национальной безопасности. Бжезинский сидит справа от Киссинджера. Фото из кабинета Бжезинского

Бжезинский: Да. Согласно официальной версии истории, помощь ЦРУ моджахедам началась в течение 1980 года, то есть, после того, как советская армия вторглась в Афганистан 24 декабря 1979 года. Но реальность, тайно охраняемая до сих пор, является полностью иначе: Действительно, это было 3 июля 1979 президент Картер подписал первую директиву для тайного помощи противникам просоветского режима в Кабуле. И в тот самый день, я написал записку президенту, в котором я объяснил ему, что, по моему мнению эта помощь собирался вызвать советскую военную интервенцию.

Вопрос: Несмотря на этот риск, Вы были сторонником этой секретной акции. Но, возможно, вы сами желании эту советскую вступление в войну и посмотрел спровоцировать это?

Бжезинский: Это не совсем так. Мы не подталкивали русских вмешаться, но мы сознательно увеличили вероятность того, что они будут.

Вопрос: Когда Советы оправдывали свое вторжение, утверждая, что они намеревались бороться против тайного вмешательства Соединенных Штатов в Афганистане, люди не верили им. Тем не менее, появилась основа, подтверждающая это как истину. Вы не жалеете об этом сегодня?

bgez3Бжезинский: Сожалеть о чем? Это секретная операция была отличной идеей. Она имела эффект втягивания русских в афганскую ловушку, и вы хотите, чтобы я сожалел? В день, когда Советы официально пересекли границу, я написал президенту Картеру: Теперь у нас есть возможность дать СССР свою вьетнамскую войну. Действительно, в течение почти 10 лет, Москва должна была вести войну неподъемную для правительства, это конфликт, который привел к деморализации и, наконец, распаду советской империи.

Вопрос: И вы не жалеете, что поддержали Исламистов, дав оружие и советы будущим террористам?

Бжезинский: Что является наиболее важным в истории мира? Талибан или крах Советской империи? Планы мусульман или освобождение Центральной Европы и конец холодной войны?

Интервью брали: Александр Кокберн и Джеффри Сент-Клер
Источник: на английском языке

В свободном доступе конечно нет подтверждающих документов тому, что США искусно создали предпосылки, заставившие Политбюро ЦК КПСС принять решение о вводе в Афганистан войск.

Однако анализ доступных данных позволяет утверждать, что приведенные слова Бжезинского не пустое бахвальство известного американского геостратега.

Сегодня, когда спустя более 27 лет опубликованы ранее скрытые документы и свидетельства, это становится очевидным.

Можно сделать вывод, что американцы провели геостратегическую операцию, чтобы втянуть СССР в Афганистан, как в ловушку, сделав там для нас “второй Вьетнам”.

Великолепный “игрок в шахматы на мировой доске” Бжезинский, если и явился идеологом этой геостратегической операции, ставшей толчком к общему поражению СССР, то для ее реализации был задействован огромный арсенал средств, в первую очередь спецслужб.

Комбинация включала в себя ряд активных спецопераций, дезинформационных и пропагандистких мероприятий, а также специально-политических акций, воздействующих на членов Политбюро ЦК КПСС, принимающих это решение о вводе войск. В дальнейшем ЦРУ, конечно, было привлечено и для развития конфликта, о чем известно гораздо больше, но это уже вторая часть оперкации.

Попробуем восстановить недостающие элементы.

Следует отметить две фазы операции.

1. Создание обстановки, побуждающей втянуться СССР в события в Афганистане путем вооруженного вмешательства.
2. Поддержка антиреволюционных сил и расширение конфликта.

Замысел операции вероятно сводился к тому, что в Афганистане к этому времени еще не созрели предпосылки для победы народной революции. Слишком многукладна еще была страна, слишком пестрые интересы различных групп, слишком сильны мусульманские идеологические течения.

Революция могла привести только к широкомасштабной гражданской войне, в которую следовало втянуть СССР. Даже в случае победы Народно-демократической партии Афганистана, не пользовавшейся широким авторитетом у населения, но конспиративно поддерживаемой СССР с 1965 года, много людей было бы на стороне иных сил.

Емкий анализ противоречий в ДРА представлен в книге Презумпция лжи Александра Маркьянова в виде доклада начальника советского отдела ЦРУ, готовившего операцию по разжиганию войны
Сама ситуация в этой стране, на первый взгляд стабильная, на самом деле содержит к себе целый клубок острых противоречий, каждое из которых может взорвать ситуацию в этой стране. Первое и самое главное – с 1747 года и по нынешний год страной правили представители племени дуррани (жемчужное – прим автора). Однако это племя не было крупнейшим и наиболее сильным, оно правило лишь в силу исторической традиции. В результате Апрельской революции к власти пришли представители крупнейшего пуштунского племени Афганистана – гильзаи. Большая часть лидеров Народно-демократической партии Афганистана, принадлежат к племени гильзаи. Нур Мухаммед Тараки является чистым гильзаи. Бабрак Кармаль, несмотря на то, что говорит не на пушту – языке пуштунских племен, а на языке дари, тоже является гильзаи. Его мать была таджичка, а отец происходил из пуштунского гильзайского племени моллахель, жившего к востоку от Кабула и принявшего язык дари. Поскольку племенная принадлежность передается по отцу, его тоже можно считать гильзаи.

Приход к власти крупнейшего племени Афганистана, которое двести лет было отстранено от политики, скорее всего, вызовет притеснения других племен и прежде всего бывших правителей Афганистана – дуррани. В свою очередь дуррани вряд ли так просто смирятся с потерей власти, находившейся в их руках свыше двухсот лет. Таким образом, это первый узел возможно внутриафганского конфликта, безусловно, вооруженного.

Вторым узлом конфликта будет являться промарксистская ориентация партии НДПА и ее лидеров. Афганское общество традиционно. Для афганских племен и по сей день вождь племени и местный мулла на порядок более авторитетны, нежели власть в Кабуле. Король это знал, и не покушался ни на авторитет церкви, ни на авторитет племенных вождей. В то же время марксистская идеология глубоко атеистична и тяготеет к четкой авторитарной вертикали власти. Следуя советам русских советников, новые афганские лидеры будут притеснять как церковь, так и племенных авторитетов, что также должно привести к серьезному конфликту, даже без внешнего вмешательства.

Третьим узлом конфликта будет являться раскол в самой НДПА. Две партии, которые ее образуют – Парчам и Хальк – объединяла только одна общая цель – захват власти. Сейчас, когда власть у них в руках, безусловно, начнется передел власти. Любая из партий захочет взять верх над другой, при этом придется определяться со своей позицией и Советскому Союзу. И как бы он не определился – он все равно будет вынужден отдать предпочтение одной из партий, тем самым, оттолкнув другую. Которую может подобрать и мы.

Четвертым узлом конфликта будет наличие в стране беженцев из СССР. В двадцатые-тридцатые годы советские войска вытеснили за границы большое количество жителей среднеазиатских республик СССР, так называемых “басмачей”. Значительная их часть осела в Афганистане, является национальными меньшинствами. При случае, эти потомки басмачей могут послужить отличным горючим материалом для разжигания террористической войны в самом СССР.

И наконец, пятый и последний узел конфликта. Это конфликт выходит за рамки Афганистана. Дело в том, что между Афганистаном и Пакистаном, по сути, нет границы. Есть так называемая “линия Дюранда”, проведенная произвольно и расколовшая многие Афганские племена пополам. Учитывая сложный характер местности ни демаркировать, ни оборудовать эту границу в разумный срок и за разумные деньги невозможно.

В Пакистане в настоящее время находится у власти генерал Мухаммед Зия Уль-Хак, свергший законно избранное правительство и убивший премьер-министра страны. Генерал Уль-Хак является суннитом и исламским радикалом, в то же время как в правительстве Афганистана находятся атеисты и более того – пуштуны. Ни один пуштун не признает линию Дюранда, раскалывающую его народ пополам и ни один правитель Пакистана не удержится у власти, если решится отдать Афганистану часть страны. Генералу Уль-Хаку крайне выгодна нестабильность в Афганистане и на этой почве он будет сотрудничать с любым, даже с нами. Хотя он и недолюбливает Америку. Тем более, что СССР поддерживает Индию, злейшего врага Пакистана…

Если инициировать активные революционные процессы и втянуть в них СССР, то можно вынудить его к активной поддержке просоветских сил, в том числе военной. Часть населения, не признающая НДПА, станет базой для развертывания гражданской войны. Поддержка этих сил через Пакистан обеспечит длительный вооруженный конфликт с участием СССР, который приведет к дискредитации государства на мировой арене, деморализации его вооруженных сил, отвлечению значительных финансовых сил от созидательной сферы (как и произошло в США в ходе войны во Вьетнаме).

Несомненно, что ЦРУ, а также Бюро разведки и исследований государственного департамента США при разработке операции учитывали расстановку сил в Политбюро, отлично разработанные к этому времени психолого-политические портреты лидеров Политбюро КПСС, изученные стратегии принятия решений.

В качестве поддержки видимо использовались и дезинформационные каналы, по которым доводилась информация о планах США по размещению баз в Афганистане у южных границах СССР, внешнеполитических шагов США, Ирана и Пакистана, иная нужная информация.

Активную помощь оказывала резидентура ЦРУ в Кабуле, которая несомненно располагала позициями как в НДПА, так и других политических движениях. Как известно, вербовка агентуры в среде руководства партий, наиболее близких СССР, являлось приоритетной задачей резидентур ЦРУ в третьих странах (см. например книгу офицера разведки США Филиппа Эйджи “За кулисами ЦРУ”).

Основная ставка в Кабуле видимо делалась на главного агента ЦРУ в НДПА Хафизуллу Амина.

Справка:

Хафизулла Амин родился 1 августа 1929 года. Окончил Кабульский университет. В 1957 году он получил стипендию на обучение при Колумбийском университете в Нью-Йорке (США), где получил степень магистра и был главой афганского землячества.

По полученным резидентурой КГБ в Кабуле данным в то время и началось его сотрудничество с ЦРУ, не прекратившееся и позднее. В 1962 году Амин вновь отправлялся в Штаты, чтобы получить степень доктора философии, где жил три года.

Вернувшись в Афганистан на следующий год в 1966 году он вступает в члены НДПА. Постепенно продвигается к руководству партии. Становится другом ее лидера Тараки.

Следует отметить, что резидентура КГБ СССР в Афганистане обладала объективной информацией о положении в стране, о состоянии демократически-революционных сил, в частности НДПА, о чем информировал ЦК КПСС. Был сделан вывод, что в стране не созрели еще условия для строительства социализма и широкой поддержки революционных процессов населением, которое еще слишком отсталое и раздираемое противоречиями. СССР поддерживал курс на развитие добрососедских отношений с Кабулом, он был заинтересован в стабильности в этой стране.

В связи с этим, ЦК КПСС через резидентуру КГБ СССР в Кабуле на протяжении многих лет постоянно сдерживало горячее руководство НДПА от действий по захвату власти, считая, что это не только не найдет широкой поддержки в стране, но и нанесет удар по движению прогрессивных сил в стране в целом.

В начале 1978 года резидентура КГБ СССР предупредило НДПА о полученной информации о возможном начале репрессий против партии.

Однако 26 апреля 1978 года лидеры НДПА, находившиеся в контакте с КГБ СССР были арестованы. Обращает на себя внимание, что были арестованы именно те лидеры, через которых представители СССР сдерживали НДПА от попыток захвата власти в стране.

Оставшийся на свободе Хафизулла Амин и его единомышленники взяли курс на захват власти.

Примечательно, что резидентура КГБ знала о намеренях по захвату власти и молнировала в центр об этом, указывая, что данные действия носят провокационный характер с целью подставить НДПА под разгром сил безопасности правящего режима.

28 апреля власть в Кабуле была взята НДПА. Амин берет на себя инициативу и обращается к послу СССР за советами по дальнейшим действиям. В связи с тем, что авторитет НДПА недостаточно высок он объявляет о новом курсе страны, смене правительства, не упоминая о роли НДПА, а также о назначении Тараки президентом без указания, что тот является руководителем НДПА.

6 мая новый министр обороны вооружённых сил Афганистана А.Кадыр обратился за советом как поступить с арестованными,которых перевалило за 10 тысяч,ими переполнены все тюрьмы,а они всё поступали и поступали. Для их охраны требовалось много преданных Ревсовету войск. Этот вопрос был вынесен на обсуждение политбюро Андроповым и Громыко. Политбюро согласилось с мнением Андропова направить в Кабул сотрудников КГБ. Был утверждён руководитель советских военных специалистов генерал-майор Горелов Л.Н.

В мае в Кабул прибыла первая группа советских советников спецслужб во главе с Богдановым Л.П. В августе создано представительство КГБ в ДРА для помощи в организации новых органов безопасности и работе по защите нового режима. В сентябре образовано Главное управление по защите интересов Афганистана /АГСА/ на базе Управления национальной безопасности.

В это время на территории Афганистана развертывается настоящая гражданская война, а также обостряются противоречия между двумя крыльями НДПА “Хальк” и “Парчам”.

Это используют американцы для развития операции через пакистанскую разведку. Активизируется работа с уходящими от войны в Пакистан племенами. В течении 1978 года в Пакистан ушло более 100 тысяч афганцев.

Операция «Циклон» (англ. Operation Cyclone) — кодовое название программы ЦРУ по вооружению афганских моджахедов во время Афганской войны (1979—1989 годы). «Циклон» является одной из самых длинных и самых дорогостоящих секретных операций ЦРУ, финансирование программы началось с $20-30 миллионов в год и к 1987 году достигло уровня $630 миллионов в год.

3 июля 1979 года американский президент Джимми Картер подписал президентский указ, санкционирующий финансирование антикоммунистических сил в Афганистане.

Одновременно Амин обращается к СССР с просьбой ввести войска. Со времени восстания в Герате афганское правительство направило СССР 19 просьб о военном вмешательстве.

Перечень просьб о вводе войск
ОСОБО ВАЖНЫЙ ДОКУМЕНТ

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОСЬБ АФГАНСКОГО РУКОВОДСТВА ПО ПОВОДУ ВВОДА В ДРА РАЗЛИЧНЫХ КОНТИНГЕНТОВ СОВЕТСКИХ ВОЙСК В 1979 ГОДУ (числа указаны по дням передачи секретных донесений в Москву)
14 апреля Направить в ДРА 15–20 советских боевых вертолетов с экипажами

16 июня Направить в ДРА советские экипажи на танки и БМП для охраны правительства, аэродромов Баграм и Шин-Данд

11 июля Ввести в Кабул несколько советских спецгрупп численностью до батальона каждая

19 июля Ввести в Афганистан до двух дивизий

20 июля Ввести в Кабул воздушно-десантную дивизию

21 июля Направить в ДРА 8–10 вертолетов Ми-24 с советскимим экипажами

24 июля Ввести в Кабул три армейских подразделения

12 августа Необходимо скорейшее введение в Кабул советских подразделений

12 августа Направить в Кабул три советских спецподразделения и транспортные вертолеты с советскими экипажами

21 августа Направить в Кабул 1,5–2 тыс. советских десантников

Заменить афганские расчеты зенитных средств советскими расчетами

25 августа Ввести в Кабул советские войска

2 октября

17 ноября

20 ноября Направить спецбатальон для личной охраны Амина

2 декабря Ввести в провинцию Бадахшан усиленный полк

4 декабря Ввести в северные районы Афганистана подразделения советской милиции

12 декабря Разместить на севере Афганистана советские гарнизоны, взять под охрану дороги ДРА

17 декабря.

Семь просьб высказывались X. Амином уже после устранения им Н. М. Тараки.

При этом Амин уже давно начал действовать вопреки прямым советам посольства СССР. Он развернул по стране активные репрессии против сторонников фракции Парчам – второго крыла НДПА, причем не только путем изоляции в тюрьмы, но и физически устраняя их. В этот период по его же оценке уничтожено более 12 тысяч парчамистов.

Также Амин дал приказ уничтожить (приказ был тут же выполнен) и главного руководителя НДПА Тараки, на которого делало ставку КПСС.

Вот как описывает смерть Тараки военный контрразведчик Александр Марейничев, находившийся в Афганистане с мая 1978 года в ранге советника:
14 сентября 1979 года в городе Кабуле на территории королевского дворца проходила встреча Н.Тараки с советскими представителями, в числе которых были генерал армии Павловский Иван Григорьевич и посол Советского Союза Пузанов Александр Михайлович. Обсуждался вопрос о возможности дальнейшего пребывания в должности председателя правительства Х.Амина.

В процессе встречи М.Тараки по телефону пригласил приехать во дворец Х.Амина. Однако после того как Х.Амин приехал и вошел в здание дворца, раздались выстрелы. В результате был убит сопровождающий Амина полковник Тарун – один из активных участников Саурской революции, приближенный как Н.Тараки, так и Х.Амина.

После инцидента Х.Амин уехал в свою резиденцию, где собрал политбюро НДПА, на котором объявил М.Тараки виновным в убийстве Таруна и подвергнул его домашнему аресту. Спустя несколько дней М.Тараки был задушен подушками и тайно похоронен.

Эволюция внешней политики Амина укрепила опасения советской стороны, подтверждением которых стали действия США и Китая, а также печальный опыт “измены союзника” в Сомали (1977 г.) и Египте (1972-1977 гг.).

Между тем до КГБ через агентов внутри партии была добыта информация, что руководитель Афганистана Хафизулла Амин сотрудничает с ЦРУ и может сблизиться с западными странами, вплоть до размещения военных баз НАТО на территории своей страны.

По каналам резидентуры КГБ в Кабуле поступает информация о возможной в ближайшее время переориентация Амина на США, которая могла стать для него спасительной (прекращение помощи афганским партизанам со стороны США, нормализацию отношений с Пакистаном).

Генерал Николай Леонов (заместитель начальника информационно-аналитического управления ПГУ КГБ): Кабульская резидентура КГБ постоянно намекала, «что он может удрать из страны, как только закончит ликвидацию партии. Подбрасывались сведения о том, что он якобы переводит свои банковские счета и отправляет личные драгоценности в Токио. То, что Амин становится ярым антисоветчиком, было дежурной приправой ко всем телеграммам, которые приходили из Кабула»

Негативное отношение к СССР и слова Амина о необходимости давления на него, Амин высказывает и на встрече с представителями Пакистана.

Руководитель отдела “А” (аналитический) КГБ генерал-майор B.C. Широнин: «Документальные материалы свидетельствовали, что Амин давно вошел в контакт с американской разведкой и взял ориентиры на США. Захватив власть, он тайно обсуждал варианты возможной поддержки Америкой своего режима вплоть до ввода под благовидным предлогом оккупационных войск… В США был, в частности, заготовлен план высадки, по.просьбе Амина, крупного военного десанта с использованием кандагарского аэродрома. Предполагалось оперативно разместить воинские подразделения в Кабульской, а также в некоторых других, в основном восточных провинциях».

В дальнейшем в записке Андропова, Громыко, Устинова и Пономарева в Политбюро, составленной непосредственно после ввода войск, сообщалось: “В то же время имели место попытки наладить контакты с американцами в рамках одобренного Х. Амином “сбалансированного курса”. Х. Амин ввел в практику проведение конфиденциальных встреч с поверенным в делах США в Кабуле”.

Владимир Крючков, возглавлявший ПГУ КГБ написал в своих мемуарах: «К Афганистану, особенно к его северным районам, проявляли интерес США, Англия, Германия и некоторые другие страны. Они предпринимали постоянные и все возраставшие усилия по ослаблению влияния и позиций Советского Союза в Афганистане»
«по линии КГБ и ГРУ поступали тревожные данные о далеко идущих военных замыслах США по использованию территорий, непосредственно прилегающих к нашей южной границе».

Генерал Дроздов, Управление «С» (нелегальная разведка) ПГУ КГБ: “Внимательный анализ событий 1978/79 годов подтверждал обоснованность тревоги руководства СССР за состояние самых южных границ страны. Изменения в политической жизни Афганистана в 1978 году серьезно обеспокоили противников Советского Союза, ибо затрудняли осуществление их планов. В ЦРУ, например, было решено активно противодействовать укреплению режима Тараки с помощью специально подготовленной агентуры”. (Из статьи о вышедшей в начале 2013 года книга бывшего посла Великобритании в Москве сэра Родрика Брейтвейта “Афган. Русские на войне”.

Американские разведчики, готовившие агентуру из числа афганцев, утверждали, что создадут международную вооруженную коалицию сопротивления новому демократическому режиму и всеми силами будут добиваться ослабления советского влияния в стране, вплоть до развертывания басмаческого движения в советской Средней Азии.

Таким образом, у границ СССР (протяженностью границы в 2,5 тысячи километров) мог возникнуть агрессивный террористический проамериканский режим, проводящий в отношении Советского Союза политику, подобную политике Китая.

При этом в случае попадания Афганистана под контроль стран блока НАТО или КНР среднеазиатские республики СССР стали бы зоной повышенной уязвимости. Ведь у Афганистана и этих республик был близкий этнический и родственный состав населения. Во многих приграничных местностях, советская граница обладала известной прозрачностью и могла стать местом проникновения иностранной агентуры и криминальных элементов. Кроме того, республики Средней Азии в силу исламских традиций менее других восприняли советскую модель общества, в связи с чем угроза иностранного влияния для них представляла значительную опасность.

Угрозой являлась и реальная возможность развертывания в Афганистане военных баз США, с которых можно было контролировать стратегические объекты и испытательные полигоны в Средней Азии, а также космодром Байконур.

Одновременно Госдепартамент США инициировал кризис в отношениях между Востоком и Западом, озвучив планы о развертывании ракет средней дальности – типа “Першинг”, что привело к свертывание “политики разрядки”.

Подписанный в июне 1979 г. Брежневым и Картером договор ОСВ-2 не был ратифицирован.

США взяли курс на окончательную нормализацию отношений с КНР, с которым отношения у СССР напротив ухудшались (В мае 1978 г. произошли вооруженные столкновения на советско-китайской границе. Одновременно разразился конфликт между Китаем и Вьетнамом.) В январе 1979 г. были возобновлены дипломатические отношения между обеими странами. Американцы начали поставки вооружений в Китай. Спустя некоторое время Китай предоставил свою территорию американской разведке для сбора информации об СССР.

В этот же период США вводят в Персидский залив американский военный флот. По каналам разведки поступает информация (а возможно, умелая дезинформация) о подготовке вторжения США в Иран, которая оказывает негативное впечатление на руководителей СССР, особенно на министра обороны Устинова.

12 декабря 1979 г. в Москве стало известно о принятом Советом НАТО решении о размещении в Европе американских ракет средней дальности.

В конце дня 12 декабря 1979 года Политбюро ЦК КПСС приняло секретное постановление «К положению в Афганистане». Суть его сводится к тому, что необходимо устранить Хафизуллу Амина, на его место поставить Бабрака Кармаля, а для стабилизации положения послать в Афганистан войска.

Ввод советских войск в Афганистан  Постановление ЦК КПСС № П 176_125, 12 декабря 1979 г. _ Баварская государственная библиотека (БСБ, Мюнхен)

Ввод советских войск в Афганистан Постановление ЦК КПСС № П 176_125, 12 декабря 1979 г. _ Баварская государственная библиотека (БСБ, Мюнхен)

После ввода советских войск в Афганистан и назначения более просоветского президента, Бабрака Кармаля, Картер объявил: «Советское вторжение в Афганистан — это самая большая угроза миру со времен Второй мировой войны».

Главным образом, программа основывалась на использовании пакистанской разведки (ISI) в качестве посредника для распределения финансирования, снабжения оружием и обучения афганских сил сопротивления.

Помимо финансирования со стороны аналогичных программ английской МИ-6 и Специальной авиационной службы, Саудовской Аравии и Китайской Народной Республики,ISI занималась вооружением и обучением свыше 100 000 повстанцев за период с 1978 по 1992 год. Они также занимались вербовкой добровольцев из арабских государств в ряды афганского сопротивления для борьбы с советскими войсками, дислоцированными в Афганистане.

США предоставили два транша экономической помощи и военных контрактов для поддержки Пакистана в его роли в войне против советских войск в Афганистане. Первый шестилетний транш (1981-87) размером в $3,2 миллиарда, был поровну поделен между экономической помощью и военными контрактами. Помимо этого транша в период с 1983 по 1987 год, Пакистаном было закуплено у США 40 самолётов F-16 на сумму $1,2 миллиарда. Размер второго шестилетнего транша (1987-93) составлял $4,2 миллиарда. Из них $2,28 миллиарда были выделены на экономическую помощь в виде грантов или ссуд под низкий процент (2-3 %). Остальная часть суммы ($ 1.74 миллиарда) была предоставлена в форме кредита на военные закупки. Продажам Пакистану неамериканского оружия для ведения войны в Афганистане содействовал Израиль.

Таким образом, стране было предоставлено примерно от 3 до 20 миллиардов долларов США на подготовку и снабжение отрядов афганских моджахедов различного рода вооружением, включая переносные ракетно-зенитные комплексы «Стингер».

Из года в год финансирование программы увеличивалось благодаря активной поддержке некоторых американских политиков и госслужащих, таких как, конгрессмены Чарльз Уилсон и Гордон Хамфри, директор ЦРУ Уильям Кейси и заместитель министра обороны по политике Фред Айкл.

В конце 1980-х, пакистанский премьер-министр Беназир Бхутто, обеспокоенная возросшей силой движения исламистов, сказала президенту Джорджу Бушу: «Вы создаёте Франкенштейна».[15] Адам Дольник пишет, что существуют данные о сотрудничестве Усамы бен Ладена с представителями США в рамках программы помощи афганским моджахедам. По различным оценкам, в войне принимало участие примерно 35 000 иностранных мусульман из 43 исламских стран, многие из которых затем участвовали в террористической деятельности Аль-Каиды.

После крушения Советского Союза, американский стратег Бжезинский выразил свои основные соображения в известной «Великой шахматной доске» (1998). Учитывая уникальное положение Америки на тот момент, что США стали первой и единственной действительно мировой державой» и, отталкиваясь от геополитической концепции Х.Д. Маккиндера («кто контролирует Евразию, тот контролирует весь мир»), Бжезинский заключает: «американская внешняя политика должна продолжать следить за геополитическим аспектом и использовать своей влияние в Евразии таким образом, чтобы создать стабильное равновесие на континенте, где Соединенные Штаты выступают в качестве политического арбитра». Иными словами, им следует использовать свою исключительную мощь для расширения и углубления влияния на Евразийском континенте, которое гарантирует долгосрочность американского господства в мире.

Бжезинский. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы)